|
|
Там пляшут огни индейских костров…Индейцы в самом сердце Центральной России? Почему бы и нет, подумали в Чернаве и придумали фестиваль. Тем более что нашли связующую нить между историей своей малой родины и историей далекого американского континента. Расстояние оказалось даже короче, чем мы можем представить. В 1855 году Генри Лонгфелло, снискавший славу национального поэта Соединенных Штатов Америки своими эпическими поэмами, пишет еще одну - «Песнь о Гайавате», красиво и сказочно описывающую быт индейцев Северной Америки. Правда, о том, насколько поэма получилась красивой и сказочной, в России узнали во многом благодаря Ивану Алексеевичу Бунину, который перевел «Песнь» в 1896 году, и чей перевод по сей день считается лучшим.Собственно, уже и этой связи было бы достаточно – Ивана Бунина, детство и юность которого прошли в наших местах, чтут на липецкой земле, трепетно хранят память о нем, проводят посвященные ему и его творчеству фестивали в Ельце, Становом и Озерках.Но у чернавцев - своя история. Первым воеводой города Чернавска, основанного на месте небольшой крепости почти 900 лет назад, был казак Иван Афанасьевич Бунин – предок писателя. Круг замкнулся: Чернавская крепость – Бунин – Лонгфелло – индейцы – Бунин – Чернава. Так и получился литературно-этнографический фестиваль «Песнь о Гайавате на границе Дикого поля». Еще одно пояснение: Дикое поле – место в Чернаве на берегу Быстрой Сосны, где до сих пор сохранились валы той самой древней крепости. «Жить как братья»… Конечно, не все так просто. Как стало понятно позже, чернавцы подняли немало исторических пластов. Мы же в течение всей двухчасовой дороги из Липецка в Чернаву гадали, как же соединят они несоединимое? Ведь в программе обещали одновременную работу площадок «Казачья застава» и «Индейский лагерь», реконструкцию сражения американо-индейских войн середины 19 века и прогулки на каноэ по Быстрой Сосне. Венчать фестиваль должна была литературно-музыкальная композиция, где гости читают «Песнь о Гайявате», а между отрывками из поэмы звучат страдания и народные песни в исполнении фольклорного ансамбля «Сустреча».Словом, действо ожидалось как минимум интересное, как максимум претендующее на место в ряду действительно неординарных событийных фестивалей Липецкой области. Такой штучный и редкий пока еще товар. Бросив бессмысленные гадания, остаток пути мы посвятили знакомству с «Песнью о Гайавате». А там и был ответ на наш вопрос. Герой поэмы, «сын печали и нежной страсти», стал тем пророком, который указал индейцам, раздираемым междоусобными войнами, путь спасения. Путь этот простой – объединиться и «жить как братья».Типи, шайенны и Огненная ВыдраБратским и объединяющим оказался и фестиваль. На Диком поле, куда мы благополучно добрались, уютно чувствовали себя рядом большой шатер воеводы, казачьи палатки и два типи – это переносное жилище индейцев. Нам больше знакомо слово «вигвам», но, как объяснил мне суровый представитель одного из племен с именем Хмурый День, вигвам – одна из разновидностей типи и его использовали чаще лесные индейцы. Типи же были в ходу у степных и горных племен. Это конусообразная палатка, которую индейцы сначала делали из кусков кожи, а с приходом на континент белых позаимствовали у них парусину и шерсть. В центре типи горел костер, за которым следили женщины. Еще одна участница фестиваля – Огненная Выдра – получила свое имя после пожара, который случился в ее шатре. Тогда выгорел только полог, ни сама девушка, ни остальные вещи не пострадали. «Огонь показал себя, дал знак», - совсем в стиле настоящих индейцев сделали вывод реконструкторы.В типи Огненной Выдры и Хмурого Дня можно было увидеть традиционные индейские одежды. Мужская рубаха, сшитая из кожи и украшенная бахромой и тесьмой, висела на специальной распорке, дабы сохранить форму. Тут же огромный, пышный головной убор из черных перьев. Такие венчали голову представителей самых отчаянных племен – шайеннов. Позже именно в этом уборе Хмурый День представит индейские танцы на поляне. Рядом в типи – женское платье из шерсти. Шерсть индейцы тоже покупали у белых поселенцев. Ее окрашивали, закрепляя ткань деревянными брусками и опуская в чан с краской. Таким образом по краю ткани оставалась белая полоска, которую белые переселенцы срезали, а индейцы превратили в элемент декора.- Это платье – реплика настоящего индейского наряда 1909 года, - рассказала Огненная Выдра. – На нем нашиты ракушки каури, заменявшие индейцам деньги. Так что у меня богатый муж, потому что только богатые индейцы могли позволить себе такие украшения.Пушки и фальшивые монеты Все приехавшие в Чернаву индейцы – представители подмосковных клубов военно-исторической реконструкции. Истоки любви к североамериканским племенам, их быту, героике – в знаменитых и любимых в советское время вестернов об индейцах, их славной борьбе с белыми переселенцами, в которой они, благородные и бесстрашные, все-таки потерпели поражение. Один из эпизодов сражения индейцев с федеральной американской армией воспроизвели тут же на Диком поле. Надо сказать, в духе традиционного представления белых о кровожадности индейцев: те нападают на мирно путешествующих переселенцев, убивают их, отбирают одежду и ценные вещи. Но торжество их длится не долго – из леса появляется лейтенант американской армии, зовет подмогу. Против пушки и ружей армии стрелы и ножи индейцев бессильны, поселенцы отомщены, индейцы уничтожены.Американский городок – еще одна площадка фестиваля. Это место дислокации американских «федералов». По словам организатора площадок, представителя клуба «Ассоциация Север-Юг» Дениса Минакова (он же лейтенант американской армии Дэн Уилсон), сражения с индейцами – лишь часть их реконструкции. Главное – гражданская война между Севером и Югом Америки 1961-1865 годов. Реконструируют тот период и те события лишь чуть более сотни человек в России. На вопрос, почему именно Америка, Денис Минаков отвечает просто: «История – это не политика. Мы пропагандируем прежде всего историю. Кстати, в Америке есть клубы, которые реконструируют Красную Армию. Им тоже задают вопросы, чем обусловлен такой выбор, и они дают такой же ответ, как мы, – это история».Это еще и развлечение, добавим мы. В американском городке на ура шла чеканка фальшивых долларов из алюминиевых заготовок. На вид – серебряная монета, можно сделать полную копию доллара, а можно выбрать из шаблонов. Например, со словами «Да» и «Нет» с разных сторон, и потом использовать в сложных ситуациях, когда нужно сделать выбор. Можно было и написать письмо из тех времен, наклеить марку, пострелять из реплик орудий.Лонгфелло и «Песнь о Гайавате»Американский городок стал пристанищем и для пары переселенцев. Владимир Чарондин с супругой – реконструкторы со стажем. Сам Владимир на разных фестивалях побывал в роли гвардейского артиллериста французской конной армии, участвовал в реконструкции крымской войны, франко-немецкой войны 1914 года и других. На площадке Дикого поля Владимир Чарондин предстал в двух ипостасях: как уже было сказано, переселенца и самого Генри Лонгфелло.Вместе с еще одним гостем фестиваля – афроамериканцем Джаспером Диксоном, который был в образе самого себя, в литературно-музыкальной композиции «Песнь о Гайавате на границе Дикого поля» они прочитали отрывок из поэмы. Первый – на языке оригинала, второй – на русском в переводе Ивана Алексеевича Бунина. Сцена, заслуживающая самых высоких театральных подмостков.Это еще одна находка чернавцев – «Песнь» читали приглашенные актеры, писатели, поэты из Липецкой области, Москвы и Подмосковья, сами реконструкторы, приехавшие на фестиваль представители музеев. В их числе - актер театра им. Станиславского Николай Трефилов, заслуженный артист России, преподаватель ЕГУ им. Бунина Владимир Громовиков, член Союза писателей России и Сербии Александр Новосельцев, актер театра "Бенефис" Николай Клоков, президент фонда "Иппокрена", организатор фестиваля "Бунинские озерки" Елена Полянская, научный сотрудник Липецкого областного краеведческого музея Светлана Иноземцева, актер, переводчик, реконструктор Владимир Чарондин и Джаспер Джексон из США. Среди чтецов - чернавцы, школьники Иван Шубин и Ирина Никифорова, поэтесса Людмила Шилова.Сказания об индейцах логично продолжались индейскими же танцами, которые представили реконструкторы. Затем на поле выходил фольклорный ансамбль «Сустреча», и пространство наполнялось русскими напевами. Сочетание настолько же захватывающее, насколько необычное.Штучные идеиНынешний Чернавский фестиваль – это своего рода подготовка к серьезному юбилею: в 2021 году село отметит 900-летие со дня основания. В будущем году - 150-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Солидным датам – весомые события, решили в Чернаве. По словам главы села Татьяны Халяпиной, сохраняя свои традиции, уважаем и чужие. Более того, открыты для всего нового. Увидеть, пощупать историю, не только свою, но абсолютно экзотическую для наших мест – одна из миссий этого фестиваля.Сама Татьяна Халяпина на фестивале была в традиционном русском наряде, подчеркнув ту самую объединительную суть всего действа. «Если наша история связывается с другой, почему бы это не использовать?»А планы у чернавцев – грандиозные. Два года назад было создано историко-краеведческое сообщество «Дикое поле», одним из главных проектов которого можно считать создание Чернавской крепости. Это будет стационарная площадка, на которой воссоздадут древний острог, сторожевое сооружение. Здесь и будут проходить все исторические и не только мероприятия.Инициаторы этого исторического проекта – директор местного ДК Ольга Инютина и руководитель историко-краеведческого сообщества Алексей Дудин. «Мы изучаем каждую страницу истории Чернавы, вводим события давно минувших лет в наши мероприятия, рассказываем о них, чтобы сделать достоянием и самих жителей Чернавы, и наших гостей, - говорит Ольга Инютина. – Мы хотим поднять пласты, которые не на виду, о которых мало знают». Пока, правда, остро стоит вопрос с финансированием строительства будущей крепости. Понимают в Чернаве, что привлечь инвестора прожектами, отраженными только на бумаге, не удастся. А под реализованную идею, да еще и столь необычную, - возможно. Чернавский фестиваль со временем имеет все шансы стать одной из визитных карточек Липецкой области. … «Песнь о Гайавате» пока не положили на музыку. Но как-то очень к месту в машине на обратном пути вдруг запел Гарик Сукачев. «Ты видишь, как пляшут огни индейских костров На лицах вождей умерших племен.Там, где замкнулся круг, где волос пронзило перо,Я танцую танец огня»…
Источник: http://lipetskmedia.ru/news/view/115930-Tam_plyashut.html
|
Просмотров: 348 |
Добавил: chernavabibl
|
|