Родился Феофан Затворник в старорусском селе Чернава. Только что наступил 1815 г. 10 января в семье местного священника Василия Говорова родился седьмой ребенок. Нарекли младенца Георгием.
Родители Георгия были очень религиозны, в этом же духе они и воспитывали своих четырех сыновей и трех дочерей. Отец сам учил своих детей.
Уже в детстве у Георгия проявились характерные черты личности: от отца он унаследовал сильный и глубокий ум; от матери – нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. Живой и общительный Георгий, по воспоминаниям чернавских старожилов, любил игры и часто шалил, как и все дети.
Однажды случайно после вечерни он оказался заперт на колокольне, где очень любил бывать, слушать колокольный звон и звонить (если позволяли, конечно). Чтобы избежать неприятностей, он спустился по веревке, протянутой от колокола к земле. Отец, конечно же, все равно узнал о случившемся и сказал сыну тогда пророческие слова: «Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь или архиерей!». Так все и вышло…
С 8 лет началось восхождение Георгия по духовной лестнице. Закончив на «отлично» Ливенское духовное училище, он отправляется выше – в Орловскую духовную семинарию в возрасте 10 лет. И это испытание Георгий выдержал с успехом, за что и был направлен учиться в высшее духовное учебное заведение – Киевскую духовную академию. Здесь теряются следы Георгия Говорова, т.к. из академии вышел совсем другой человек – 26-летний иеромонах Феофан, уже имеющий степень магистра богословия. Случилось это знаменательное событие 15 февраля 1841 года.
Затем началось время его служебной деятельности на учебно-воспитательном поприще. Первоначально отец Феофан был ректором Киево-Софийского духовного училища, затем ректором Новгородской духовной семинарии, служил профессором в Петербургской духовной академии. Шесть лет отец Феофан провел в Палестине, где изучал религиозную жизнь Востока. В 1855 г. отец Феофан был возведен в сан архимандрита, а затем последовательно служил епископом в Тамбовской и Владимирской епархиях.
Все обязанности, возлагаемые Церковью на Феофана, он всегда выполнял добросовестно и с усердием. Но на протяжении всей своей кипучей жизнедеятельности, он чувствовал, что не это ему нужно.
Достигнув больших высот на своем поприще, Святитель Феофан отказывается от всего достигнутого. В 57 лет епископ Феофан, раздав все свое имущество бедным, налагает на себя обет строгого затвора. Что это значит? Это означало прекращение всех личных контактов с людьми. Возникает вопрос: «Что побудило Феофана скрыться от мира и людей?».
Его мечта, к которой он стремился всю жизнь – уединение с Господом. Мирские дела отнимали много времени, так что на общение с Богом его оставалось очень мало. Время затвора – важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, так как именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги.
Жил Затворник в маленьком отдельном флигеле в Вышенском монастыре, молился в небольшой деревянной церквушке, которую построил сам. Пищи затворник употреблял ровно столько, сколько нужно было для поддержания жизни в организме: утром он выпивал чашку кофе, обед состоял из одного яйца и стакана молока, а в четыре часа выпивал чашку чая.
Это вовсе не значит, что Феофан морил себя голодом - нет. Просто ему этого вполне хватало, чтобы чувствовать себя бодрым и деятельным. А полезных дел у него было много.
Жизнь Феофана протекала в богослужении и молитвах. Но даже свободное от этого время не проходило у Затворника впустую. Оно заполнялось физическим и умственным трудами. Причем всему, что умел делать и знал Святитель, он научился самостоятельно, благодаря терпению и упорству.
Он рисовал картины и иконы, занимался резьбой по дереву, владел токарным и переплетным делом, учился играть на скрипке и фисгармонии. Для этого нужно было много и упорно работать.
Кроме этих занятий, Святитель занимался научными и литературными трудами. У него в келье были фотоаппарат, телескоп и микроскоп. Он обладал обширной и разнообразной библиотекой, которую постоянно пополнял, выписывая русские и иностранные издания. И эти книги не лежали напрасно, все они были им прочитаны (даже на иностранных языках, которым писатель выучился самостоятельно). Причем читались они не с легкостью для времяпрепровождения, а глубоко.
Жизнь его окончилась очень тихо, в 79 лет (6 января 1894 г.), после чего торжественно был погребен в приделе Казанской Божьей Матери.
Жизненное кредо Святителя Феофана – это искренняя и неутолимая забота о благе каждого человека, с которым когда-либо сводила его судьба и его сан. И люди, в свою очередь, любили и ценили его за глубоко-назидательные речи, мудрость, терпение, понимание и отеческую заботу. Этим Феофан Затворник, совершенно справедливо, заслужил звание «духовного наставника».
Литература:
В преданности Богу живите: мудрые советы и наставления Св.Феофана/Сост. О.А.Иванникова/ МУК «Чернавский ПЦКД» Чернавская сельская библиотека №1 - Чернава, 2008.
Жизненный подвиг и богословское творчества Феофана Затворника/Сост. О.А.Иванникова/ МУК «Чернавский ПЦКД» Чернавская сельская библиотека №1 - Чернава, 2008.
«Край наш Измалковский». Публицистика–ГУ «РОГ «Липецкая газета», 2008.- С.29
Тертышников, Г.
Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении/Архимандрит Г.Тертышников/- Москва, 1999.
Родословие Святителя Феофана
Родословие Феофана Затворника (фрагмент для издания)
Про внука Александра
Родословие Святителя Феофана
Родословие Феофана Затворника (фрагмент для издания)
Про внука Александра