Вторник, 19.03.2024, 14:15Главная | Новостная лента | Гостевая | О сайте

Погодные условия

Форма входа

Поиск по сайту



     Наш край издревле заселяло племя вятичей. По словам летописца,  пришли они «от ляхов» — с территории, находившейся вблизи той, что была занята поляками, т. е. с запада. Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко. Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей — севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец и др. Тогда в центре этой территории располагался гигантский Оковский лес. По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей. Это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами.
Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции. У них процветало, как указывает летописец, сквернословие и многоженство, с умыканием невест по сговору на игрищах между селами. Мертвых сжигали (есть свидетельства, что с мертвыми мужчинами могли сжечь и его любимую жену) и хоронили в курганах, которые являлись капищами, где приносили жертвы. Места жертвоприношений считались священными, и жертвенные камни составляли предмет особенного почитания; это были своего рода кумирни – места преимущественного пребывания бо¬гов. Особо почитался Перун, а также Велес, Стрибог, Купало, Даждьбог, Коляда, Кикимора, Баба Яга и т. д.
     Будущий креститель Руси князь Владимир Святой еще в 981 г. совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Тем не менее, заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом некрещеной.
     Несомненно, по настоянию великого князя Владимира Мономаха, хорошо знавшего землю вятичей, и по благословению Киевского митрополита, в область вятичей отправляется христианская миссия во главе с священноиноком Кукшей и его учениками. Очевидно, что миссия состояла из нескольких человек, иначе на речных судах было бы невозможно проплыть такие расстояния и преодолеть дебри лесов и топи болот.
     Существует предание, что сам Кукша был родом вятичей и происходил из княжеской семьи. Владимир Мономах решил наказать непокорное племя за отказ платить дань и за военное сопротивление, с этой целью он двинул свою рать в глубь их страны. Вятичи выставили против него несколько отрядов, во главе которых стояли князь Ходота и его сын Кукша. Мономах, убив Ходоту, сына взял живым в плен, отвез его в Киев, обратил в христианство и постриг в монахи. Достоверно известно, что св. Кукша был иноком Киево-Печерского монастыря.
     Подвизаясь в непрестанной молитве, посте и бдении, этот ревнитель веры с великой скорбью взирал на то, что его соплеменники коснеют во мраке язычества и, быть может, не раз приходило ему на мысль взять на себя подвиг Апостольской проповеди среди родного языческого племени.
     2-го мая 1115 года в Киеве происходило великое торжество - перенесение Святых мощей Мучеников князей Бориса и Глеба из старой деревянной церкви в новый каменный благолепный храм, заложенный Святославом Ярославичем. Во время праздника гости его много говорили о необходимости просвещения светом Христовой веры дикого племени вятичей. Именно тогда блаженный Кукша принял решение взять на себя подвиг проповеди веры Христовой среди своих соплеменников.
     По всей вероятности, миссионеры отправились в путь к землям вятичей из Чepнигова по р. Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, миссия достигла пределов вятичей вблизи г. Брянска.
     Куда далее направился просветитель? По данным орловского краеведа В. А. Власова, Кукша из Брянска прибыл на мценскую землю, где из огромных дубов срубил первую в городе Мценске деревянную Введенскую церковь. Ни в летописях, ни в местных преданиях не сохранилось точного указания на то, где именно подвизался среди вятичей преподобный Кукша все годы своего просветительства, по некоторым историческим соображениям продолжавшегося от 7 до 20 лет (т.е. примерно с 1115г. по 1122г. или 1135г.)
    Известно, что подле Мценска от миссии отделился преподобный Авраамий, отправившийся проповедовать на земле Новосильской и далее к Елецкому краю.
     Летопись села Чернава, записи которой основаны на исследованиях местных краеведов и старожилов, гласит: «В 1121 году в город Мценск прибыл посланник Киево-Печерского монастыря Кукша со своими учениками Никоном и Авраамием для распространения христианской веры среди вятичей. Но Кукша вскоре был убит местными жрецами языческой религии. Как сказано в Новосильской летописи, один из учеников Кукши Авраамий, установив христианство в Новосиле, отправился для распространения этой веры в Елец и Чернав, что на Сосне. Таким образом, первое упоминание о Чернаве относится к 1121 году».
     Если искать историческое обоснование данным сведениям, то они вполне вероятно достоверны, учитывая года деятельности просветительской миссии, указанные выше. К тому же исторически доказан факт крещения Новосиля  Авраамием Печерским. А в летописи Ушакова о Новосильском  крае, относящейся к 1784 г., упоминается о старце Аврааме, основателе монастыря на «Елецкой тропе» на территории Елецкого края, к которому относились и Чернавские земли.

Источники:
Краснощекова С.Д.,  Красницкий Л.Н. «Археология Орловской Области». Орел,  изд. «Вешние Воды» - 2006 г. стр.164)
Леонид (Кавелин), архим. Церковно-историческое исследование о древней области вятичей // Чтения в Имп. Обществе истории и древностей российских. — 1862. — Кн. 2. — М., 1862. — С. 8
Маркина И. В. Просветитель вятичей // Московский журнал. — 2015. — № 4. — ISSN 0868-7110.
Св. священномученик Кукша, прсветитель вятичей // Калужский церковно-общественный вестник. — 1913. — № 25. — С. 6.
http://hghltd.yandex.net/
http://www.pravmir.ru/svyashhennomuchenik-kuksha-za-veru-pravoslavnuyu/
http://www.st-kuksha.ru/?q=node/10
http://www.pafnuty-abbey.ru/publishing/8289/


© 2013 Чернавская библиотека им.П.Н.Шубина ф-л МБУК МБ Измалковского района Липецкой области
   399024, Липецкая обл.,Измалковский р, с.Чернава, ул.Первомайская,124  тел/факс:(47478) 3-86-27; e-mail: chernavabibl@yandex.ru